Главная Что происходит с Россией? Инстинкты и свобода

Инстинкты и свобода

Бремя древних привычек

6 сентября 2003 года. Солнечное субботнее утро. Иду по березово-еловой опушке, высматривая в мокрой траве грибы. Сегодня с грибами не везет. Похоже, грибной сезон завершается. Ну, хоть прогуляюсь. Благо, для прогулок здесь раздолье.

Невдалеке от меня, в глубине леса высоченные сосны тихо перешептываются на ветру своими кронами, забравшимися на недосягаемую высоту. Ближе к опушке празднично белеют стволы берез. Мне нравится любоваться тем, как светится яркой зеленью их листва на фоне голубого неба. На светлом березовом фоне выделяются темной зеленью ели. Они, словно разгулявшиеся гости, разбрелись по лесу, где поодиночке, где группами. Кое-где скромно замерли ажурные букеты орешника и рябины. После холодной, туманной ночи воздух, деликатно напоенный лесными ароматами, прохладен и по-особому свеж. Пытаюсь разобрать, что преобладает в букете лесных ароматов. Похоже, сейчас это запах мха, разбросанного среди травы мягкими зелеными островками. Неброская красота российской глубинки очаровывает и захватывает душу так плавно и незаметно, что и не поймешь, когда происходит это приятное пленение.

Пока нашел лишь один белый. Изредка встречающиеся подосиновики то беру, то не беру: сегодня обнаглел, настроен собирать в основном белые.

Раньше, до издания первой книги, я не позволял себе так отвлекаться от главного дела. Постоянно торопил себя, осознавая чрезвычайную важность скорейшего обнародования знаний, так необходимых в это особое время нашему народу. Правда, были и достаточно ясные знаки о том, что не стоит расслабляться до самого издания книги. За неактуальную выпивку наказывал необычно сильным похмельем. Когда посвящал время не очень актуальным бытовым делам, начинались неприятности.

Однажды, в самый разгар работы над очередной главой, я прервался ради того, чтобы собрать красную смородину. Едва протянул руку за смородиной, сбоку подлетела невесть откуда взявшаяся оса и ужалила прямо в запястье. Собирать смородину действительно было неактуально. С этой работой шустро управился приехавший через пару дней Андрей. Были и другие случаи.

После издания первой книги весной этого, 2003-ого, года позволяю себе и откровенное безделье, и долгие прогулки. После беспрерывного аврала, растянувшегося на годы, просто необходимо перевести дух. Пару месяцев совершенно не касался работы. Теперь начал эпизодически работать. Собираюсь плавно втягиваться в нормальный рабочий режим. Вообще это лето – первое, когда занялся грибами.

Увлеченно шаря взглядом по траве, заглядывая под ели, сейчас я все же несколько досадую на себя, что не хватило воли удержаться от явно неактуального занятия. С другой стороны, во время такой прогулки иногда хорошо думается. Сейчас задумался о власти древних инстинктов, заставляющих современных людей без особой необходимости заниматься неактуальными для жизни делами, например, охотой и собирательством.

К примеру, мне сейчас эти белые грибы не особо и нужны. Насушено их много, съедено жареными достаточно, чтобы не скоро захотеть. Но грибной азарт заставляет меня уже в который раз, бросив все, бродить по лесу.

Теперь понимаю Андрея, который в грибной сезон, едва приехав, при первой возможности в радостном нетерпении хватает сумку и с горящими глазами устремляется в лес. Вы думаете, он очень любит грибы? Как бы не так. К блюдам из грибов он относится спокойно. Зачастую даже отказывается. Но это и понятно: грибником движет в первую очередь древний инстинкт собирательства. Инстинкт, который, наравне с инстинктом охоты, вырабатывался многие миллионы лет.

Мои мысли прервали протяжные робкие крики какой-то пичужки. Этот крик заставил обратить внимание на то, что как-то слишком тихо в лесу. Не слышно обычной для леса птичьей переклички. На фоне шелестящей тишины крик звучал пронзительно и испуганно. Возможно, это пищит птенец, заждавшийся родителей. А те, небось, в поле охотятся на насекомых. В крике слышались неуверенность и одиночество. Родители скоро вернутся к своему птенцу, и его одиночество закончится.

Этот писк вызвал в моей душе смутное беспокойство. Невольно задумался: а есть ли и у меня повод испытывать одиночество? Еще бы! У меня есть основательный повод испытывать одиночество: мужчине в расцвете сил жить одному в такой глуши, годами, имея лишь приемник, мягко говоря непросто. Интересно, когда оно закончится? Я почувствовал, как спокойствие и благодушие рассеиваются, словно утренний туман, и на смену им откуда-то из глубины души накатывают одиночество и печаль. Вот-вот всплывут грустные воспоминания, и мысли побегут по тревожному кругу. Надо побыстрее отвлечься.

Стоя на опушке, любуюсь синим небом, украшенным небольшими пушинками облаков, широким полем и окрестными лесами, местами уже тронутыми осенней позолотой. Чудесная природа, солнечное утро, отсутствие физического дискомфорта – разве не достаточные основания для спокойной радости? Вспоминаю хорошую песню, услышанную сегодня по радио. Как включил утром приемник, сразу она пошла. Редкая удача, учитывая, что по главным радиоканалам в основном крутят муть.

Умиротворение плавно возвращается ко мне. Когда живешь в одиночестве, да еще в такой глуши, важно контролировать свое настроение. Теперь, пока благодушие преобладает над остатками грусти, надо занять свое сознание. На чем я остановился? Ах, да: инстинкты охоты и собирательства.

Так вот: мной, как и Андреем, в поисках грибов движет не столько гастрономическое пристрастие, сколько желание испытать удовлетворение от самого процесса поиска. Так же городские охотники и рыбаки предаются своему занятию, прежде всего, ради самого процесса, а не вследствие насущной необходимости пополнить запасы съестного. Самый заядлый рыбак нашей деревни ни дня не может без рыбалки. Весь улов потом раздает соседям, поскольку сам рыбу не ест вовсе.

Я ни охотой, ни рыбалкой не занимаюсь. Будучи подростком, когда гостил в деревне у родственников, рыбачил с удочкой. Иногда ходил со сверстниками в лес с ружьем. К счастью, безуспешно. Когда стал взрослее, понял, что подавить в себе нежелание убивать дичь не смогу.

Вегетарианцем я все же не буду. Физическая природа человека складывалась многие миллионы лет, в течение которых он вел отнюдь не вегетарианский образ жизни. Организм не будет функционировать нормально, если образ жизни будет резко противоречить наследственным жизненным программам, если еда не будет содержать всего спектра необходимых веществ. Нельзя, чтобы существо страдало ради эволюционно менее развитых существ. Всему надо воздавать соразмерное: высшему — высшее, низшему — низшее. Ради высшего при необходимости можно жертвовать низшим. Медики хорошо знают о плачевных для здоровья последствиях вегетарианства: нарушение обмена веществ, малокровие, нарушение работы жизненно важных органов, в том числе зрения, проблемы с умственным развитием у детей, повышенная склонность к инсультам и суицидам.

Итак, из провинциальных промыслов мне остается удовлетворяться лишь собирательством.

Кстати, о грибах. Вот, преодолевая сопротивление облепившей его травы, согнувшись, выпирает большая светло-коричневая шляпка белого гриба. На шляпке светлыми полосами отпечатались следы соприкосновения с травой. Срезаю по нижнему краю мягковатой толстой ножки. Как и предполагал, ножка вся изъедена и потому непригодна. Разрезаю пополам шляпку. Заселившие середину шляпки жильцы недовольно извиваются от моего вторжения. Края местами чистые. Вырезаю чистые куски, обзывая себя крохобором, и иду дальше.

То ли дело в начале грибного сезона белые полными сумками набирали! И были они в основном совершенно чистыми. Теперь вот кусочками удовлетворяться приходится.

Кстати, как у нас со временем? Смотрю на часы. Близится обеденное время. Значит, пора домой. Еда – тоже неплохое развлечение. Обратно иду по перелеску вдоль глубокой канавы, разделяющей поле. Здесь нахожу еще один белый гриб. Он стоит на виду, у самой тропинки, не пытаясь прятаться. Небольшой, но молодой, крепенький, совершенно чистый. Подумал с иронией о себе: «Ишь ты, как обрадовался, порабощенный инстинктом собирательства!».

Да нет же, этот инстинкт лишь слегка проснулся во мне и, конечно, не способен поработить меня. Когда есть серьезное занятие, есть различные цивилизованные потребности разума, инстинкты не способны возвыситься над разумом.

Другое дело, когда нет стремления к духовному и интеллектуальному развитию. В этом случае инстинкты становятся хозяевами души, реализуясь странностями разной степени патологичности. Странностями, впрочем, не признаваемыми таковыми в силу своей чрезвычайной распространенности в нашей полудикой… нет, скажем мягче, полуразумной цивилизации.

А инстинктов, претендующих на власть над душой, немало. Любой инстинкт может реализоваться как в полезной своей ипостаси, так и в негативной, либо вообще в бесполезно-атавистической.

Например, инстинкт борьбы, в дикой среде заставлявший принимать участие в благотворной для жизнеспособности популяции борьбе за выживание, в охоте, в конкуренции за обладание самкой, за достойное положение в стаде, у современного человека может проявиться здоровым чувством состязательности, помогающим следить за своим имиджем, добиваться достойного места в коллективе, в обществе, в экономике. Но этот же инстинкт побуждает заниматься спортивными состязаниями. А увлечение спортом в числе прочего имеет и немало негативных моментов.

Инстинкт стадности, выработанный в животных сообществах и первобытных племенах, когда жизнь особи напрямую зависела от жизнеспособности племени, от согласованности действий в охоте или межплеменной битве, у современного человека может проявиться во вполне позитивном коллективизме либо в бесполезном пристрастии к спортивному болельщичеству.

Сравнительно молодой инстинкт земледельчества проявляется в пристрастии к огородничеству и садоводству. Очевидно, что для деревенских жителей огород – насущная необходимость. Хочешь, не хочешь, а занимайся, потому как при низких сельских заработках огород – спасение. Поэтому инстинктивную подоплеку огородничества легче разглядеть у городских дачников.

Если учесть, что огород, как правило, чуть ли не полгода отнимает львиную долю свободного времени, то самоотверженность, проявляемую огородниками-горожанами, вряд ли можно объяснить лишь особым пристрастием к экологической чистоте продуктов. О том, что экологические проблемы волнуют россиян далеко не в первую очередь, хорошо известно социологам и статистикам. Это видно и по весьма скромной поддержке экологического движения.

Все объясняется тем, что огородники в основном движимы инстинктом земледельчества. Однажды проснувшись, этот инстинкт постепенно становится настоящей психологической зависимостью, превосходящей и желание отдохнуть, и здравый смысл. Ведь огородничеством можно заниматься в удовольствие, сократив посадки настолько, чтобы хватало времени и на другие занятия, на отдых. Но нет, летом значительная часть огородников посвящает своему главному увлечению основное время, нередко даже в ущерб здоровью.

В чрезмерном атавистическом проявлении инстинктов нельзя было бы укорять, если бы они были адекватны современным обстоятельствам, а смыслом жизни было просто выжить. Но задача выжить была главной на предшествующих эволюционных стадиях. Для человеческого же уровня это давно пройденный этап. Для него главная задача – развиваться интеллектуально и духовно. И вот это, довольно ограниченное по срокам время жизни, данное для развития, человек бездумно транжирит на атавистические проявления инстинктов. Мало кто из людей свободен от власти древних инстинктов.

…Я дошел до пруда. Изучаю его берега. Есть! Молодой подберезовик с коричневой крепкой шляпкой, а в нескольких метрах от него симпатичный подосиновик. Пожалуй, поджарю свою добычу сегодня на обед. После щей грибы будут на второе.

Осталось пройти по тропинке среди густой травы на краю поля. Здесь грибов нет, но в тропинку всматриваюсь внимательно, чтобы не наступить на какого-нибудь зазевавшегося ужа. Бывает, лежит на тропинке, греясь на солнце. Но ужи чуткие. Обычно успеваю увидеть лишь хвост, ускользающий в заросли травы. Все-таки всматриваюсь, поскольку здесь были случаи, когда на них наступали. Одного наступившего недовольный уж укусил. Видимо, как раз в тот день уж зубы не чистил (шучу), поскольку получилось заражение и нога впоследствии долго болела…

Все что ползает, плавает, прыгает, ходит и летает движимо инстинктами, выработанными в ходе невообразимо долгой эволюции. Инстинкты позволяют выжить на доразумном этапе развития. Они обеспечивают великое равновесие в природе, благодаря которому ее жизнь сохраняется миллиарды лет. Инстинкты же становятся основой для развития навыков, необходимых в разумной среде. Но именно в разумной среде игра на атавистических проявлениях инстинктов становится средством угнетения Впрочем, об этом после обеда. Потому что уже подошел к дому. Надо приготовить грибы, подогреть щи, вскипятить чай.

…Готовил обед, обедал, недолго отдыхал на кровати, затем гулял по участку. Время от времени возвращался мыслями к теме инстинктов.

Тайная паразитическая сила ЭГП, враждебная человечеству, приложила немало усилий (надо признать, результативно) к тому, чтобы люди стали отдавать больше внимания и времени не истинным ценностям, а иллюзорным. И добиться этого удалось, играя на инстинктах.

Правильно ли, что огромная масса людей отдает много времени и сил огороду, спорту и прочим развлечениям в то время, как и небольшой части этой энергии хватило бы на то, чтобы осознать истинные причины сегодняшних весьма острых противоречий, чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему?

ЭГП удалось добиться того, чтобы люди, увлекшись делами и зрелищами, связанными с удовлетворением атавистических инстинктов, мало думали о том, как фундаментально улучшить жизнь, повысить ее справедливость.

Нет, я не против спорта, огородов, шоу и прочих развлечений. Без этого жизнь многих может оказаться скучной. Я за то, чтобы, занимаясь любимыми делами, люди находили время и для действительно значимых дел. Ведь по сути, люди, поддавшись массированной пропаганде иллюзорных ценностей, озабочены пустяками и игнорируют то, что является действительно важным. А действительно важным в жизни является решение задач, встающих не только лично перед человеком, но и перед обществом.

Даже с чисто материальных соображений, что важнее: чтобы наша сборная по футболу обыграла сборную Швейцарии или чтобы наш народ жил не хуже народа Швейцарии? Судя по настроениям, большинство больше волнует спортивное состязание.

Разумная личность должна стараться решать противоречия, встающие перед ней в форме как собственных, так и общественных проблем. Если человек не решает встающих перед ним проблем, они будут вновь и вновь, со все возрастающей остротой возникать на его жизненном пути. Проблемы, стоящие перед обществом, – это и личные задачи каждого его гражданина. Мир так устроен, что человек является клеткой общества и обязан заботиться не только о себе, своей семье, но и об обществе.

Для проявления минимальной заботы о народе от большинства требуется хотя бы осмысленное поведение во время выборов. Судя по стабильному дебилизму осуществляемого выбора, большинство совершенно невежественно даже относительно того куцего уровня информированности, который обеспечивает общедоступная пресса. Большинство всерьез воспринимают то, что говорят по телевизору и пишут в официальных газетах. Ленивые на размышления, они никак не могут понять такой простой вещи, что узнать что-то и понять что-то можно, лишь сравнивая информацию из разных источников, в том числе оппозиционных.

Сегодняшнее положение вещей, несмотря на кажущуюся хаотичность процессов, кажущиеся безволие и тугодумие властей, достаточно четко срежиссировано силами зла. Отвлекая внимание людей второстепенными делами и проблемами, они не оставляют им времени на серьезные размышления. Это удается силам зла благодаря тому, что у большинства людей звериное начало лежит неглубоко. Пробудить, а затем управлять животным началом оказалось не очень сложно.

Возможно, некоторых коробит утверждение о наличии у людей животного начала. Им больше импонирует предположение креационистов и церковников о том, что душа создается Богом. Вот как они представляют:

Раз! И вот она – душа – божье творение во всей своей непостижимой сложности! Извиняйте, если что не так.

Наивные предположения неисправимых сказочников! Если бы реальность хоть в каком-то приближении соответствовала их фантазиям, на Земле не было бы такого несметного количества уродливых и недоразвитых человеческих душ, не было бы такого несметного количества паразитов разного уровня: от бактерий до негодяев. Разве не очевидно животное, а не божественное происхождение атавистических качеств, с готовностью проявляемых слишком многими?

Неправы как дарвинисты, считающие, что эволюция движима лишь естественным отбором, так и креационисты, утверждающие, что весь мир со всеми населяющими его формами жизни сотворен Богом за семь дней. Реальная картина намного сложнее. Все сущее есть результат эволюции. Информационный аспект эволюции охватывает всю Вселенную.

У людей животное начало разбудить легко. Они сами ищут радости, не связанные со сложной работой сознания. Ставленники темных сил делают все, чтобы люди имели максимальные возможности в удовлетворении животных инстинктов. Взамен этой иллюзорной свободы люди теряют свободу истинную, которой достойно разумное существо, – свободу иметь равноправный доступ к жизненным благам, свободу самореализации, свободу защищать свои интересы, интересы рода и народа. Отвлекшись на подсунутые развлечения, люди не находят достаточно времени и энергии для решения насущных проблем и защиты своих прав. Так, сообщество вроде бы разумных людей, по сути, обретает свойства стада животных. Разве не естественно, что, чрезмерно увлекшись удовлетворением древних инстинктов, сообщество имеет не больше достоинства, самосознания и прав, чем стадо ручных животных?

Миллионы россиян увлеченно следят за тем, куда полетит мяч или шайба.

Миллионы россиян просиживают перед телевизором вечер за вечером, волнуясь о судьбах выдуманных героев телесериалов.

Миллионы россиян увлеченно копаются в огородах.

Миллионы россиян взахлеб читают нафантазированные детективы и романы.

Несколько тысяч ловкачей в это время распоряжаются отнятыми у этих миллионов людей богатствами.

Такое положение устраивает ЭГП. Его титанические усилия по отвлечению внимания людей от главного на второстепенное увенчались успехом. Нечего давать им возможность сосредоточиться на главном! Иначе, неровён час, поймут главные причины всех актуальных проблем, догадаются, что у этих проблем есть вполне разумное организующее начало, у которого есть вполне конкретные исполнители.

Справедливо ли сложившееся положение? – Да, справедливо. И будет справедливо до тех пор, пока большинство людей страны не зададутся вопросами: «Достоен ли я и достойны ли мои потомки жить лучше? Достойно ли наше общество быть свободным от существующих безобразий и несправедливостей? Что этому мешает?».

У россиян, в большинстве своем увлеченных второстепенными вещами, не остается времени и энергии выяснять, почему выбранные ими власти не торопятся устранять хотя бы наиболее вопиющие из существующих безобразий или почему с народом обращаются как со стадом баранов, совершенно не интересуясь его мнением по вопросам, фундаментально затрагивающим его жизненные интересы: земля, недра, приватизация, миграция иностранцев, граница. Траектория мяча, прополка огорода – вот то, что, судя по всему, в наше время гораздо острее волнует большинство россиян, нежели судьбы народа и родины. Большинство народа, на словах выражая заинтересованность в справедливости, своим бездействием выказывает согласие с тем, чтобы оставаться безмозглым стадом. Увлекшись удовлетворением древних инстинктов, люди потеряли право на истинную свободу.

Я не против огородничества. У меня здесь небольшой огородик. Это действительно увлекательное занятие. Но уделяю огороду совсем немного времени. В перерывах между работой над рукописью я выхожу в огород и прогуливаюсь по нему, по мелочи подправляя что-нибудь. Но пусть лучше огород зарастет сорняками, чем я потрачу на него время в ущерб главному занятию или отдыху.

С одной стороны, во времена перестройки огороды стали спасением от голода для основной части населения. В то время, если помните, власти занялись дележом общенародного достояния, и денежные потоки, ранее превращавшиеся в зарплаты, потекли совсем в ином направлении. Зарплаты резко стали мизерными и многим подолгу задерживались. Зато появилась кучка фантастически богатых олигархов.

С другой стороны, если бы не было огородов, люди были бы вынуждены достаточно скоро и ощутимо спросить с властей. Соответственно, властям пришлось бы больше учитывать интересы народа. Тогда сегодня олигархов было бы меньше, а уровень жизни большинства был бы ощутимо выше.

Но поскольку огороды у большинства есть, как есть и склонность заботу о родине проявлять исключительно болтовней, то наш безобразно смиренный народ уткнулся в огороды, телевизоры, детективы и глупо проворонил накопленное предками достояние. Огородные труженики, спортивные фанаты, рыбаки, охотники, тусовщики и прочие бесконечно развлекающиеся не представляют себе истинной цены своих развлечений. Потомкам придется расхлебывать проблемы, порожденные равнодушием предков к их судьбе.

А ведь эти развлекающиеся и сами сегодня строго спрашивают старшее поколение: «Как вы терпели такой ужасный сталинский режим? Миллионами людей ни за что зеками сделали и угробили. Всем остальным свободы самый мизер оставили. О чем вы только думали, чем вы тогда все занимались?». Да все тем же занимались на досуге, что и те, кто им претензии предъявляет: доверчивым потреблением дезинформации СМИ, своими личными делами и развлечениями.

Недавно один депутат Госдумы по радио восторгался тем, как народ российской глубинки наплевал на центральную власть, ничего не ждет от нее и выживает прекрасно сам за счет огорода и домашней скотины. Этот, скажем мягко, не слишком умный человек не понимал, что люди, уткнувшись в быт и развлечения, повернулись спиной и к Родине, оставив ее один на один с проходимцами и недоумками, в том числе такими, как этот депутат.

Октябрь 2003

Обломовщина 

17 сентября 2004. Ночь была холодной, поэтому избу к утру выстудило. В двенадцатом часу взялся за растопку печи. Заодно решил послушать по «Радио России» заключительную серию радиоспектакля по роману Гончарова «Обломов». Вчера случайно послушал окончание передачи, и меня заинтересовал сюжетный ход. Разобрало любопытство: как дальше дело пойдет.

В общем, сегодня эту заключительную серию выслушал всю. Слушал и чувствовал: это каким-то образом связано с той темой, о которой я сейчас пишу, – темой свободы. Если отбросить некоторые частности, картина примерно следующая. Этот странный барин, Обломов, валяется целыми днями на диване, погруженный в размышления, фантазии. Вроде бы, человек благородного склада, интеллектуально и духовно незаурядный. В то же время, не желает участвовать в реальной жизни, в жизни общества. Предпочитает все время быть в своем доме, внутри себя, чем жить как другие.

Его добровольное заточение в четырех стенах, отказ от нормальной жизни ужасает его друга Штольца, который пытается растормошить его, вытащить из болота бездеятельности. Но Обломов не желает менять своего образа жизни, каким бы тоскливым и бесперспективным он ни был. Его все устраивает. Друг, приложивший немало усилий, осознав их бесполезность, уезжает.

Когда радиоспектакль закончился, я продолжал о нем размышлять. Он зацепил меня гораздо больше, чем я ожидал. Но чем? Смутное предчувствие предстоящего озарения не оставляло меня. Я понял, что, пока не пойму, в чем для меня скрытый смысл услышанного, не смогу заниматься чем-либо другим.

Попробовать рассмотреть ситуацию Обломова в символическом ракурсе? Обломов – физически и умственно нормальный человек. Неравнодушен к справедливости, благороден, способен к бунту (ударил оскорбившего его человека), но наивен и слабоволен. Мошенники легко осуществили комбинацию, благодаря которой все капиталы и доходы Обломова должны были достаться им. Поставленный перед фактом своего катастрофического банкротства, Обломов, тем не менее, оставался покорен своей судьбе. Спас Обломова вовремя вмешавшийся друг. Ничего не напоминает?

Еще как напоминает! Ведь наш народ сейчас именно в состоянии Обломова и находится! За тем разве исключением, что друга не нашлось, который бы своевременным вмешательством от грабежа спас. А так, все один к одному. Так же, как Обломов, основная часть народа не живет, а существует, пребывая в отрешенности от общественной жизни. Ну и что, что люди, относящиеся к этой категории, ходят на работу, занимаются огородом, спортом, развлекаются и смотрят телевизор. Ведь, по сути, только лишь этим они и отличаются от странного барина. В главном же, они такие же, как и он – социально пассивные люди с сонной душой.

Живут лишь своими сиюминутными интересами, не задумываясь о перспективе своей души, своего народа. Нет, пожалуй, они даже хуже него. Обломов хотя бы в мыслях не был ленив. Они же даже вникать не хотят в проблемы, от которых страдают. Они с готовностью посвящают время болтовне, спорту, телевизору, огороду и быту, но чтобы попытаться разобраться в причинах общественных проблем – извините, неинтересно, некогда, да и к чему, мол, если все равно нам, маленьким людям, ничего не изменить.

Так и живут, послушно потребляя подсовываемые мудрыми пастухами развлечения – спорт, телесериалы, шоу, ток-шоу, кроссворды и детективы. Пусть расходуют драгоценное время своей жизни на ерунду, пусть надрывают глотки и мышцы, пусть души гниют и деградируют от духовного безделья, лишь бы пореже задумывались о том, где истоки всеобщего засилья зла, почему с родиной творится что-то невразумительное.

Значительная часть людей нашего общества – Обломовы. Деспотичный советский режим сломал волю людей, сделав их такими. И детям передан этот патологический настрой. Новые власти продолжают удерживать людей в прежнем угнетенном состоянии духа уже новыми методами. Это они через зависящие от них СМИ предлагают молодежи в качестве образцов для подражания звезд эстрады и кино, футболистов, бандитов и аферистов. Пусть лишь мизерному числу претендентов улыбается удача на этом пути. Главное – чтобы молодые и горячие, еще не зазомбированные головы как можно реже посещала мысль о том, что окружающие несправедливости можно устранить, что кроме свободы развлекаться, может быть свобода защищать свои жизненные интересы и самореализовываться не только лишь в тех узких рамках, которые оставлены для большинства теми, кто захватил монополию на настоящее преуспевание. Ведь если устранить основные несправедливости, несладко придется именно им, слугам тьмы, строящим свое благополучие на паразитизме. Армейские и тюремные неписанные законы тоже вносили и вносят солидный вклад в то, чтобы ломать волю.

Сонные души России, пока не проснетесь, пока не прекратите обломовщину, не будет вам счастья!

Сентябрь 2004