Мастер и Маргарита

На встрече 2 января 2006 ребята захотели предложил обсудить заметное событие культурной жизни – премьеру телесериала «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. Мой Представитель Володя поддержал эту идею: было интересно прозондировать отношение ребят. Он начал по кругу опрашивать сидевших за столом:

— Только прошу отвечать конкретно. Для общества в целом это положительное или отрицательное явление?

Александр был категоричен:

— Не смотрел, но и так ясно, что для народа это однозначно негативное явление. Сатанизм это. Вообще нельзя этот сериал смотреть.

Его брат Алексей вступил с ним в спор:

— Ну как ты так запросто отметаешь? Если не смотрел, то о чем можно говорить?

— А чего смотреть эту бесовщину? Раз по этому роману, иначе и быть не может. Зачем этой чернотой душу поганить?

— Ты пойми, Саша, это Булгаков – русский классик!

— Ну и что, что Булгаков! Роман-то бесовский!

Другой Александр, из Чайковского был взвешен:

— Произведение Булгакова в некоторых моментах неоднозначно и, возможно, для некоторой части интеллектуально неразвитой публики может быть во вред. Чего уже греха таить – есть скользкие моменты. Но все же Булгаков – одна из вершин русской литературы. Этот роман все-таки является высокохудожественным произведением. Да, в нем есть и темные, и светлые моменты. Но ведь и в жизни все перемешано. Интеллектуально и духовно развитый человек способен разобраться что к чему, и поэтому такому вреда никакого не будет. Он почерпнет то лучшее, что, безусловно, есть в этом произведении. Что касается телесериала, то он не лишен недостатков. Но в целом это, конечно, яркое событие в культурной жизни нашей страны.

Володя: — Так положительное это явление или отрицательное?

— На фоне той тупой развлекаловки, в которой погрязло наше телевидение, это все-таки положительное явление. Фильм, как и роман, высокосодержателен, дает пищу для размышления, для работы души.

Алексей: — Да, фильм в духовном плане неоднозначен. Темноватые аспекты, как и в романе, безусловно, присутствуют. Поэтому я не стал смотреть весь сериал. Но три серии все же посмотрел для того, чтобы быть в курсе. При моей работе это необходимо. Когда читаю лекции по правоведению, студенты обычно задают вопросы и по значимым событиям в жизни страны и мира. Обсуждали и этот сериал.

Считаю, что для человека со зрелой душой никакого вреда от просмотра сериала не будет. Как явление?.. На фоне всего остального, наверное, все же положительное. Это значительное произведение культуры.

Александр: — Алексей, ты не прав!

Братья снова сцепились в споре.

Высказывания остальных не очень отличались от ответов Александра с Урала и Алексея. В основном сошлись на том, что эта экранизация имеет право на жизнь и потому представляет собой скорее положительное культурное явление, соответственно, в его просмотре вреда для развитых людей не будет. Александр, понимая, что остается в явном меньшинстве, мрачнел, но продолжал упорно стоять на своем.

Наконец, ребята обратились к Володе:

— А как Владимир Вестник относится к этому роману?

— Это один из самых известных и знаковых романов. И Владимир, и я в молодости читали произведения Булгакова и признаем талант, с которым создан данный роман. С ним связано немало мистики. Недавно мы с Владимиром обсуждали его в свете Новых Знаний. Привожу мнение Владимира, которое я целиком разделяю.

Очевидно, что в этом романе Булгаков романтизирует зло. Достаточно систематизировать все признаки, чтобы убедиться в том, что Воланд – соперник Бога. Причем эта истина подается исподволь, закамуфлированно. Сцены с Иисусом Христом как бы оправдывают произведение перед верующими в духовном аспекте. В результате такого писательского хода читатель сбивается с толку и, даже если он христианин, позволяет усыпить свою духовную бдительность. Маргарита – пусть симпатичная и обаятельная, но ведьма. Напоминаю, что магия – деструктивное занятие, поскольку перепрограммирует ход событий, нарушая прерогативу Бога программировать реальность. И символика, и фактура образов Воланда и его подручных вполне однозначно свидетельствует о принадлежности к тому, что всегда связывалось с колдовством и тьмой. Соответственно, Воланд и его компания – на стороне, противостоящей Богу. Их действия уложены в рамки житейской справедливости и описываются таким образом, что у читателя невольно возникает симпатия к ним и антипатия к их противникам. С позиции житейских понятий показано, что справедливость и обаяние – на стороне Воланда. Но раз Воланд с компанией – соперники Бога, значит, у читателя культивируется симпатия к тьме. Читатель сознательно и подсознательно приглашается в стан противостоящих Богу. Разве не очевидно, что это однозначно темное действие?

Я из осторожности не стал смотреть сериал. Потому что воспринятая информация остается в памяти. Потом через эту память осуществляется связь с источником. Раз информация темная, то ее усвоение способно снизить иммунитет. Но все же, чтобы иметь хоть какое-то представление о нашумевшей экранизации, я заставил себя просмотреть минут десять.

Это был эпизод, когда Воланд чудесным образом вершит свой суд, наказывая провинившихся и одаривая заслуживших. Если исходить из того, что все неслучайно, стоит рассмотреть детали. По тому, как выглядел кот Бегемот, было ясно, что он символизировал темную инфернальную сущность. К тому же, само имя его посвященным людям говорит очень много – ведь это одно из имен дьявола. Симпатичная ведьмочка Маргарита, пораженная чудесами, которые творит Воланд, восхищенно говорит: «Всесилен! Всесилен!». Заметьте, это знаковое слово, которое в данном контексте говорит очень о многом. Ведь на самом деле это слово употребимо лишь по отношению к Высшему Разуму – средоточию Высшей Силы, противостоять которой ничто не может по определению. Значит, идет прямое противопоставление Воланда Высшему Разуму. Воланд вместо Него берет на себя функцию судить людей высшим судом. Сюжет, мизансцены, фактура, образы, задаваемый эмоциональный посыл – все было выстроено так, чтобы показать, что красота и правда – на стороне Воланда и его компании. Так что мне этого эпизода вполне хватило, чтобы ясно почувствовать, что негатив, заложенный в романе, перекочевал в экранизацию в полной мере.

Популяризация зла преступна. Особенно катастрофична популяризация зла, осуществляемая в утонченной, привлекательной и закамуфлированной форме. Чем выше талант популяризатора зла, тем более масштабен уровень его проступка. Роман стал ловушкой для незрелых душ. У многих он сформировал ошибочные ценностные ориентиры. Многих побудил пойти по пути темного оккультизма. Многие юные читательницы романа, вдохновленные образом Маргариты, мечтают стать ведьмами и нередко становятся.

Характерно, что у тех, кто участвует в экранизации или театральной постановке этого романа, обычно учащаются неприятности. Это явный признак того, что роман греховен и работает на тьму. Неприятности – знак свыше о том, чтобы задумались о целесообразности своих действий. Актер Виктор Авилов играл Воланда несколько лет. Неизлечимо заболел и умер. При театральных постановках постоянно случаются серьезные неприятности. При первой экранизации романа тоже была масса неприятностей. В конце концов и судьба фильма оказалась плохой. Массовый зритель так его и не увидел. Да и при нынешней экранизации не все было гладко. В частности, у исполнителя роли Воланда Олега Басилашвили пропал голос от кровоизлияния на связки. Из-за этого на пару месяцев откладывали озвучение фильма. Что интересно, в других странах такая взаимосвязь с неприятностями менее выражена. Почему?

Потому, что судьба человечества решается именно в России. Ведь ей предстоит стать в авангарде земной эволюции. Поэтому главный фронт борьбы света и тьмы находится в России. Здесь и тьма, и свет более проявлены. Неслучайно Россия отличается количеством духовно продвинутых людей, как и количеством негодяев. Неслучайно в России появился этот роман, как серьезное поползновение сил тьмы. Неслучайно здесь же получена правда в форме Новых Знаний. Здесь будет главная битва между светом и тьмой. Соответственно, кармические процессы здесь более интенсивны, и ответственность за духовные преступления наступает быстрее и в более острой форме.

Когда встает вопрос выбора между добром и злом, нельзя допускать компромиссов. Если в каком-то явлении добро и зло перемешано, то надо смотреть что преобладает. Если преобладает зло, то это однозначно негативное явление, которого следует избегать.

Мы живем в эпоху смешения добра и зла, и рассматриваемый роман характерен для эпохи. В нем свет и тьма так перемешаны, что даже умственно развитому человеку сложно разобраться в его духовной сути. Это видно и по вашим ответам. Надо учиться разделять светлое и темное. Как объяснял Владимир, одно из фундаментальных отличий новой эпохи от нынешней в том, что будет четкое разделение добра и зла, истины и лжи, нормы и патологии. Обнародованные Владимиром Вестником Нормы Разумного Бытия позволяют делать такое разделение. Сейчас представления людей неадекватны, потому что они привыкли жить в условиях смешения всего и вся, увлекаться соблазнами тьмы. Стоит упомянуть и очень популярный сейчас роман о Гарри Поттере. Тоже, по своей сути, пропаганда магии. Роман работает в интересах тьмы. Миллионы молодых людей получают ложные жизненные и нравственные ориентиры.

А теперь, возвращаясь к нашему заявленному вопросу, подведем итоги. Получается, что, хотя высказывания Александра категоричны и резки, он прав. И роман, и его экранизация вредны для общества. Да, иногда вот так бывает, что упрощенный подход оказывается вернее, чем взвешенный интеллигентский.

Комментарий

Независимо от уровня развития человека, если он усваивает информацию, она фиксируется у него в душе. Когда фиксируется информация, образуются вполне материальные энергоинформационные структуры. Образуется энергоинформационная связь между ними и первоисточником. За первоисточником – соответствующий эгрегор с соответствующей кармой. Значит, чужой эгрегор и чужая карма будут влиять на потребителя независимо от отношения того к произведению и эгрегору. Надо соблюдать правила кармической гигиены.

Есть и второй немаловажный аспект. Воспринимая произведение, человек невольно примеривает ситуацию главного героя на себя, отождествляет себя с ним. А поскольку душа подсознательно участвует в формировании судьбы человека, то судьбы притягательных героев могут стать шаблонами, по которым душа невольно будет ориентироваться. Чем эмоциональнее воспринято произведение, тем сильнее его влияние на судьбу. Сложная судьба главного героя иногда может усложнить судьбу читателя.

Хотя, в случае с этим романом, избежать ознакомления с ним для интеллигентного человека советского и постсоветского времени было почти невозможно, учитывая обстоятельства советской информационной пустоши. Я и сам читал его. Володя впоследствии сказал:

— В молодости я не отслеживал взаимосвязь событий. Когда после того сбора внимательно вспоминал свою жизнь, обнаружил, что после прочтения романа «Мастер и Маргарита» был сложный жизненный период с ощутимыми негативными потрясениями. Жизненная ситуация стала под стать этому роману: непростые, временами тяжелые жизненные пертурбации, приправленные светлыми моментами.

Виктор Авилов

Широкую известность актер Виктор Авилов получил после выхода на экраны фильма «Господин оформитель». С тех пор он сыграл немало ролей в кино и театрах. Создаваемые им образы всегда были интересными, глубокими. Обладая своеобразной колоритной и харизматичной внешностью, он умело использовал ее для обогащения создаваемого образа. О нем отзывались, как о добром и чутком человеке.

Однажды я прочел в газете о его тяжелой болезни. В интервью он говорил, что собирается ехать в Новосибирск, лечиться по какой-то уникальной методике. Многие поклонники его таланта переживали и молились за него. Через несколько месяцев по радио прозвучало сообщение о его смерти.

Еще через какое-то время, просматривая одну из старых газет, вышедших еще до его смерти, наткнулся на заметку о нем. После прочтения заметки все вопросы о кармической обусловленности его ситуации отпали. Оказывается, Авилов несколько лет играл Воланда в «Мастере и Маргарите». Когда с этим спектаклем были в Берлине, Виктор два раза был в состоянии клинической смерти.

В актерской среде этот роман пользуется дурной славой. Слишком много на его счету смертей, болезней и разного рода неприятностей. Но многие режиссеры все же считают своим долгом сделать постановку или фильм на основе этого романа. Для них это своеобразный тест на талантливость, а для начинающих или малоизвестных – способ обратить на себя внимание. В одной только Москве иногда сразу в нескольких театрах идут постановки этого романа.

Особой загадки в сопровождающих этот роман неприятностях нет. Сатана-Воланд показан положительным героем, по-своему добрым, порядочным, интересным и привлекательным, с которым вполне можно иметь дело. Его помощники показаны забавными. Но романтизация темных сил, придание им привлекательности, облагораживание образа сатаны – духовное преступление, которое влечет негативные кармические последствия. Масштаб такого преступления соразмерен таланту преступника. Булгаков, безусловно, – одна из вершин писательского мастерства. И потому его преступление – одно из величайших.

Возможно, на фоне дифирамбов, которые поют ему почти все авторитеты искусства, употребляемые мною выражения многим покажутся излишне жесткими, но я не вижу в данном случае причин не называть вещи своими именами. Упомянутые авторитеты, как и все человечество, живут в мире искусно созданных иллюзий, устранять которые время еще не настало. Но в рассматриваемом случае вполне можно внести некоторую ясность.

Вообще нынешняя элита искусства в большинстве довольно последовательна в деструктивности. Они нелогичны и беспринципны в вопросах нравственности, вконец запутались в определении добра и зла. Они забыли, что на них лежит огромная ответственность, потому что в вопросах определения добра и зла общественное сознание ориентируется на их взгляды, а не на представления философов, ученых, церкви и власти. Произведения искусства находят путь к душам людей быстрее заумных рассуждений.

Слишком много примеров, когда пропагандируются произведения, несущие заряд патологии и безнравственности. И классические, и современные шедевры лежат невостребованными, в то время, как мастера культуры под прикрытием идеи плюрализма с энтузиазмом осуществляют проекты, развращающие души: это и повесть про алкоголика Венечку Ерофеева, и «Бригада», и  спектакли об одесском мафиози Бене Крике, и т.д. Авторы этих произведений умело вызывают у читателя сочувствие к деградировавшим личностям, явным преступникам. Так в сознании читателя исподволь формируется преступный настрой.

Роман «Мастер и Маргарита» занимает особое место среди деструктивных произведений, поскольку благодаря таланту автора стал популярен во всем мире. И во всем мире режиссеры, берущиеся за реализацию проекта на основе этого романа, сталкиваются с серьезными проблемами, многие из которых носят мистический характер. Но ведь это вразумляющие знаки, суть которых всегда говорит об одном – тот, кто хоть в чем-то содействует злу, сам пострадает от него.

Многие люди искусства оторваны от реальности, живут в мире своих грез. Они думают, что главная их задача – в полной мере проявить свой творческий потенциал, свою индивидуальность, создать высококачественное произведение искусства. Но дело в том, что реальность не позволяет долго игнорировать некоторые фундаментальные истины. Одна из них в том, что деструктивные мысли, тексты, художественные произведения являются кармически наказуемыми преступлениями.

Ощущение полноты и разнообразия жизни, достигаемое соучастием в масштабном деструктивном акте очень скоро оборачивается совсем неромантичными проблемами и болезнями. Закономерно, что облагораживание образа сатаны практически всегда несло несчастья тем, кто занимался этой глупостью. Художники и писатели, прельщенные соблазном живописать образ сатаны, умирали рано и мучительно. Булгаков тоже мучительно умер после неизлечимой болезни.

Есть и исключения. Например, знаменитый кинорежиссер Луис Бунюель, экранизировавший роман Булгакова, никак не пострадал. Все же и ему не избежать ответственности, пусть даже и не в этом воплощении. Мне известна причина, по которой ответственность для таких, как он, откладывается на будущее. Но раскрою ее, лишь когда можно будет об этом говорить, то есть после обнародования основной части Новых Знаний.

Виктор Авилов здорово рискнул, согласившись сыграть роль Воланда. Он знал о неприятностях, сопровождающих «Мастера и Маргариту», но понадеялся на «авось», на то, что ему удастся оказаться в числе счастливых исключений, которые бывают в любом деле. Когда начались серьезные проблемы со здоровьем, он достаточно быстро осознал главную причину, но отказываться от роли было уже неудобно. Добрый и обязательный человек, он чувствовал свою ответственность перед партнерами и режиссером.

Он был подавлен и растерян. Надеялся на авторитетных медицинских профессоров, на разрекламированные новые чудодейственные медицинские технологии, на снисхождение судьбы, считая, что спрос с подневольного человека – актера – невелик. Но высшая логика не оперирует узкими человеческими понятиями. Есть Высшие Законы – Нормы Разумного Бытия. Чем масштабнее их нарушение, тем тяжелее последствия для преступника. Так делается для того, чтобы остановить сотворение зла и деградацию душ.

Литераторы, режиссеры, сценаристы, художники, музыканты и артисты, не упорствуйте в духовном невежестве, живите и здравствуйте!