Холин Владимир (Москва): Полезно ли, пусть теоретически, избавиться или избавляться от негативных эмоций? Например, с помощью выработки определенного усилия. Не загонять эмоцию вглубь, с помощью подавления, а именно устранять.
Или еще вариант: замещение негативной эмоции эмоцией любви.
Для меня это не вопрос из любопытства, а элемент моей практической жизни.
В основном меня интересует взаимодействие данных практик с кармическим законом и их долговременные последствия.
Да, я употреблял слово «избавляться» в отношении к негативным эмоциям. Но понимал под ним не ликвидацию, а ослабление интенсивности. Нередко бывает так, что приходится выбирать между складностью речи и ее точностью. Складная речь лаконична, но неточна сутью. Точная речь сложна в понимании из-за обилия деталей. В обоих случаях неизбежен ущерб, в плане понимания. Теперь ближе к теме.
Человек – не робот, которому можно обнулить прежние программы. Более того, человек – не идеальное божественное создание, отвечающее требованиям, заданным земными мечтателями-выдумщиками – авторами учений и религий. Душа формировалась многие миллионы лет. Это чрезвычайно сложное образование, которое во многом представляет собой комплекс стереотипов. Основная масса стереотипов очень прочна, поскольку каждый из них в свое время показал душе свою целесообразность.
Речь не о ликвидации негативных эмоций, а об их регулировании и ослаблении.
И на более высоком эволюционном уровне социальное сосуществование подразумевает конкуренцию, а значит, и всю гамму эмоций, сопутствующих ей. В этой гамме есть и эмоции негативного характера. Взаимодействие плюса и минуса дает потенциал движения. Разумеется, негативные эмоции по ходу разумной эволюции постоянно снижаются за счет изменения мировоззрения и осознанной работы людей над собой, но в какой-то мере сохраняются. И это нормально. При полном отсутствии таких эмоций не будет мотивации, позволяющей адекватно реагировать на ситуацию. Значит, негативные эмоции, пусть в небольшом количестве и ином качестве, все-таки должны наличествовать.
Когда я объясняю Нормы, часто обращаю внимание читателя на меру. Каждое качество имеет оптимальную в данных обстоятельствах меру. Отклонение от этой меры в любую сторону – патология. Патологичны и дефицит, и избыток.
С другой стороны, негативные эмоции вредны и для здоровья, и для кармы. Но этот вред зависит от интенсивности, и при правильном подходе его можно свести к минимуму. Можно говорить о некотором разрешенном минимуме.
Приходится постоянно искать оптимальный компромисс, который для каждого индивидуален. Простых решений нет.
Рассмотрим, чем отличаются реакции животного и человека. Действия животного почти всецело мотивируются эмоциями. Действия человека мотивируются эмоциями и сознанием. То есть человек способен адекватно реагировать при меньших эмоциях за счет того, что некоторую часть мотивации берет на себя сознание, если конкретнее, логика. Здесь и ответ на вопрос. Уменьшать негативные эмоции надо за счет осознанного перекладывания мотивации на сознание. Эмоция отчасти сублимируется, реализуясь сознательным мотивом.
К примеру, если видится целесообразным адекватный ответ негативного характера, то действовать иногда оправданно так, как если бы был адекватно обозлен, но при этом стараясь внутренне гасить негативную эмоцию ее сублимацией в целесообразные действия.
Как в целом гасить негативную эмоцию? Негативную эмоцию порождает мысль, а именно понимание вредности и несправедливости ситуации, несправедливости противника. Значит, надо менять мысль. Главные способы – смена ракурса, объективное переосмысление и сублимация. При этом важно оставаться честным перед собой и не отказываться от истинной картины реальности.
Надо как бы подняться над схваткой и исходить из чистой целесообразности, воспринимая людей не как личности, а как объекты материальной реальности с определенными свойствами. Вспомнить, что есть и другие материальные объекты, способные вызвать дискомфорт: ветер, огонь, дождь, мусор на общественной территории, злая собака, насекомые. Это вполне объективное восприятие, так как соответствует реальности. Надо понимать, что с этими объектами можно взаимодействовать, исходя из своих соображений, но нельзя повлиять на них непосредственно своими эмоциями. Помнить, что как непосредственный инструмент влияния эмоции бесполезны. Соответственно, главная задача – не отвлекаясь особо на переживание эмоций, сделать так, чтобы свести к минимуму воздействие на вас раздражающего объекта, обойти его, не пытаясь переделать, если это очень затруднительно.
При этом надо сублимировать энергию негативной эмоции на творческое продумывание эффективных действий, которые были бы и эффективны, и целесообразны, и не нарушали бы Норм.
Ранее я уже сообщал и о других способах смены ракурса: философский подход, сравнение с более масштабными явлениями и более тяжелыми жизненными ситуациями, вспоминание главных ценностей, в сравнении с которыми большинство неприятностей – ничто.
Несколько успокоиться поможет и осознание того, что реальность организована хотя и не абсолютно, но в очень высокой степени относительно Норм (если исходить из субъективно значимых масштабов). Нет ничего случайного. Если приходится сталкиваться со злом, значит, это кармически заслужено. Вражеское или раздражающее действие извне – отражение того, что еще кармически не отработано, не раскаяно в самом человеке, того духовного либо интеллектуального недостатка, серьезная работа над которым еще не началась. Наблюдение раздражающей, несправедливой ситуации – следствие того, что душа не заслужила более совершенной среды. При широкомасштабном углубленном всестороннем анализе получается, что на самом деле все в этом мире справедливо. Если удается осознать глубинную справедливость ситуации, то не остается логического обоснования для негодования. Разве целесообразно возмущаться тем, что справедливо? И эта мысль, когда по-настоящему глубоко осознана, зачастую обладает большим успокоительным потенциалом.
Но стереотипы реакции очень прочны. Поэтому одной лишь логики может быть недостаточно для достаточного ослабления эмоции. Для выработки стратегии своего совершенствования очень помогает понимание истоков индивидуального своеобразия восприятия и реакции.
Эмоция – это обобщенное суммарное воспоминание прошлого опыта. Сталкиваясь с тем, что вызывает негативную эмоцию, человек одновременно подсознательно вспоминает массу ситуаций, когда испытывались подобные эмоции. И если индивидуальный опыт, связанный с этими эмоциями, тяжел, то подсознательное воспоминание само по себе распаляет эмоции. То есть человек, не понимая того, негодует не только по поводу данной ситуации, но и по поводу тех ситуаций, которые пришлось пережить в прежние годы, в детстве, в прошлых жизнях, а также по поводу тех ситуаций, которые пришлось пережить предкам.
Поэтому эмоция может быть неадекватна поводу. Для удобства можем принять, что есть некая условная усредненная мера эмоциональной реакции, присущая большинству. Это как бы норма. В смысле, бытующая норма, а не приближение к идеалу. Отклонения от этой меры обусловлены индивидуальным своеобразием опыта, хранящегося в душе.
При богатом жизненном опыте души разнонаправленные ситуационные воздействия формируют в душе полезные стереотипы, адекватные реальности. Неадекватные стереотипы – результат несбалансированности жизненного опыта.
Здесь следует вспомнить о вашей наследственности. Наследственность в значительной мере определяет психотип. Испытания прошлого, пережитые и вашей душой, и душами предков, отразились на сегодняшнем характере.
Адекватно реагируя на ситуацию, душа закрепляла соответствующие стереотипы, которые тогда, в обстоятельствах прошлого, были действительно актуальны. Но закрепившись, они сохраняются не только в следующей жизни, но и передаются по наследству потомству, и в новых условиях проявляют себя как не совсем адекватные. Дело в конкретно существующих в данной душе стереотипах, которые неадекватны современным условиям. Но бывают и изначально неадекватные стереотипы, возникшие в результате пикового стрессового опыта. Неадекватные стереотипы влекут соответствующие сложности во взаимоотношениях.
Если конфликтов или напряженности многовато, то, во-первых, надо отказаться от установки внутренне требовать, чтобы люди были такими, какими мы хотели бы их видеть. Наша задача решить – как нам лучше: с ними или без них? И, исходя из ответа, принимать решение.
О замещении негативной эмоции любовью
При замещении происходит насилие над своей адекватностью. Адекватно эмоционально реагируя на то, что злит, человек испытывает гнев. Если просто замещать его любовью, то это будет движением к неадекватности. Это подталкивает к раздвоению личности, когда одна субличность требует адекватности, другая – силится обмануть себя, представив все в розовом свете, к тому же самым замечательным образом согласующимся с какой-либо придуманной под ситуацию логической схемой.
Неизбежно приходится прибегать к самообману. Негативная эмоция не гасится, а загоняется внутрь. Потому что душу не обманешь. Пока сознание расслабляется в стимулированной самообманом любви, в подсознании этот негативный эмоциональный должок остается сидеть и точить психику. В общем-то, это не столько эмоция, сколько подсознательный мотивационный потенциал, который собирался реализоваться эмоцией: «Вообще-то пора злиться. Ладно, потерпим. Так надо». Потом этот потенциал срабатывает, когда подворачивается удобный случай.
Если же удается достичь мастерства в самообмане и за счет какой-либо логической уловки действительно устранить негативную эмоцию (ведь ее источник – мысль), то происходит нечто гораздо худшее, чем зажатое озлобление, – резко возрастает лукавство. Такова плата за систематический самообман. В этом плане аутотренинг при неправильном применении может быть вреден для души.
Вот почему общеизвестные страстные радетели за безоглядную любовь: христиане, кришнаиты, вегетарианцы, философы-гуманисты и многие-многие другие – отличаются лукавством в сочетании с агрессивностью и резкостью по каким-либо определенным поводам, как бы разрешенным в их среде («мол, ну как не возмущаться тьмой и ее слугами?»). Они говорят: «Надо всех любить, учить только добром и любовью, отвечать добром на зло». Но едва найдется справедливый, с их точки зрения, повод для гнева, вот тут-то они и отрываются по полной. Достаточно посмотреть на их истеричное отношение к единоверцам, которые избрали чуть другое направление или позволяют себе чуть свободнее мыслить, чем дозволено наставниками. Тем более свободно они злобствуют по отношению к отрицательным героям своих мифов, к инакомыслящим.
Особенно смешно смотреть на вегетарианцев. Движимые, вроде бы, гуманными соображениями к животным, многие из них отличаются эмоциональной нестабильностью, нетерпимостью, нервностью и озлобленностью к существам более высокого эволюционного уровня – людям. Главное, что их отличает, – воздаяние несоразмерного. Животным воздают больше любви, чем людям.
История многих религий показала жестокость радетелей за любовь. Особенно оплошали христиане. Всячески пропагандируя любовь и отказ от ненависти, они умудрились между этими проповедями физически уничтожить многие миллионы людей. Такая вот сублимация получилась – через деспотизм и массовые убийства.
Неумелый отказ от злобы и неумелое стремление к любви приводят к уродливым проявлениям, мало согласующимся с истинной любовью.
Правильное стремление к любви возможно лишь при соблюдении всего комплекса Норм Разумного Бытия.
Как переделывать себя?
Теперь о том, что надо делать, чтобы правильная реакция закрепилась в душе. То есть чтобы не приходилось каждый раз переосмысливать и сублимировать, чтобы правильная эмоциональная реакция стала естественной частью натуры.
Психика – комплекс стереотипов. Душа самообучается, закрепляя стереотипы. Происходит это путем поощрения и наказания. Возьмем в качестве примера психику животного в дикой природе. Получил в результате каких-то действий еду, сохранил свою шкуру, избавился от боли, сохранил свою территорию или добился еще чего-либо, что привело в итоге к ощущению безопасности и удовольствия, значит, были верны и действия, и эмоции, которые их мотивировали. Если подобное повторилось не раз, то душа, движимая стремлением к удовольствию и радости, закрепляет в качестве стереотипа, что в подобных обстоятельствах следует испытывать именно эти эмоции примерно в том же размере. То есть испытывать в подобных обстоятельствах такие эмоции становится потребностью души.
И самообучение души, и дрессировка, и перевоспитание в итоге представляют собой ослабление влияния нежелательных стереотипов и привитие желательных. Методика универсальна – наказание и поощрение.
Значит, надо наказывать себя за неправильную эмоциональную реакцию и поощрять за правильную.
Наказывать надо тем, что доставляет дискомфорт: ставить себя в неловкое положение, подставляться разного рода неприятным ощущениям, отказаться от вкусной еды, общения и всего того, что привычно и приятно. При этом постоянно напоминать себе, что это наказание за неправильную реакцию, детально анализируя, в чем была ее нецелесообразность, необдуманность, несоразмерность.
Поощрять себя надо тем, что доставляет удовольствие: еда, приятные контакты, развлечения и т.д.. При этом надо постоянно напоминать себе, что это удовольствие – следствие правильной реакции, детально анализируя, убеждаться, насколько она была целесообразной, продуманной, соразмерной.
Душа неизбежно закрепит желаемый стереотип. Закреплять стереотип, влекущий комфорт и удовольствие, – ее фундаментальное свойство.
Эта методика есть воздаяние адекватного ради развития – непосредственное исполнение принципов Гармонии и Развития. Карма существует ради воспитания. Воздаяние себе в соответствии с успехами в правильном самовоспитании есть непосредственное содействие карме, а значит, и Богу. Никакой магии и НЛП, никакого самообмана.