Фрагмент беседы со встречи московского клуба читателей Владимира Вестника.
Первый вопрос задал Александр-старший, бывший военный летчик:
— Когда вижу попрошаек, нет никакого желания подавать им. Просто эмоционально закрываюсь от них, а вот если вижу страдающее животное, пусть даже всего лишь голодное, сам страдаю, сердце разрывается. Я прав или нет? Это нормально?
Володя-представитель: — Проявлять равнодушие к просящим подаяние – нормальная реакция. Большинство из нас так реагирует. Попрошайки – паразиты. Вообще спектр паразитов очень широк. На низшем уровне он начинается с микроорганизмов. Далее идут насекомые-паразиты: мухи, комары, глисты и так далее, затем животные-паразиты – мыши, крысы и так далее. Далее идут паразиты, обладающие разумом – воры, мошенники, прочие преступники, попрошайки, взяточники и так далее. На более высоком уровне паразитизма обосновались эксплуататоры. Еще на более высоком – тайные крупные эксплуататоры.
Нормально испытывать к попрошайкам равнодушие. Если же видно, что помощи просит непрофессионал: у него дрожит голос, держится неуверенно, краснеет, бледнеет, – то такому можно и помочь. Но это исключительный случай. Как правило, все-таки просят профессиональные попрошайки. Никакого смысла подавать им нет. Это вредно для их души.
Алексей Ф., брат Александра: — А то, что жалости у людей меньше стало, – как с этим быть?
Володя: — Это другое. Надо объективно понимать, что попрошайки – паразиты, недостойные жалости. Они давят на нашу жалость. Наше дело – доверять им или нет. Мы, как люди, относительно более продвинутые в понимании жизни, не должны так дешево покупаться. Это люди, свободно избравшие свой путь. У них есть альтернатива: могли бы заниматься чем-то созидательным. Рабочие места, особенно, низкой квалификации, всегда есть. Другое дело, когда речь о нормальных людях, оказавшихся в тяжелой ситуации. Им надо помогать и сочувствовать. Но тогда, в своем чувствовании чужой беды, важно найти меру адекватности. Излишне жалеть, – значит, брать чужую проблему на себя. Надо жалеть в меру. Если же рассмотреть ситуацию с жалостью в обществе, то обилие негативной информации на фоне отсутствия настоящих духовности и морали выработало черствость. Правда, и среди нас, надо признать, сострадание несколько снижается. Но по другой причине. Мы понимаем, что никто не получает незаслуженного. Сначала такой подход выглядит жестким. Но ведь мы понимаем, что все до мельчайшего кванта управляется единым разумом, что ничего не происходит случайно. Случайность – проявление скрытой закономерности. Все получают заслуженное. Нет смысла завидовать тем, кто живет лучше: тот, кто имеет незаслуженное благо, дорого заплатит за него. Нет смысла сокрушаться о бедственном положении страдающего: в страданиях человек получает вразумление за свои проступки.
И все-таки смысл сочувствовать в меру есть. В первую очередь, близким – мы составляем с ними единый организм. В какой-то мере, надо чувствовать единство и со своим народом. С ним мы тоже составляем единый организм. Чувство сострадания – один из аспектов социальности, Единения. Поэтому совсем избавляться от чувства жалости опасно. Осознание заслуженности чужих бед может спровоцировать черствость. Когда человек становится черствым, его начинают учить состраданию: рядом возникают душераздирающие ситуации, которые невозможно самому изменить, но приходится лицезреть. Если этого мало, человек сам становится объектом агрессии. Если тебя не трогает чужая боль, тебя самого заставляют испытать эту боль. Тогда поймешь, что чувствует другой. Итак, надо понимать, что нельзя совершенно избавляться от сострадания, в то же время, излишнее сострадание во вред. Всему надо воздавать соразмерное.
Алексей Ф.: — А доктору как быть? У него, видимо, как-то притупляется чувство жалости?
Володя: — Работа врача – его социальная функция. Ему было бы неправильно брать на себя чужую боль. Он должен добросовестно делать свою работу. В то же время, поскольку врачу часто приходится быть свидетелем чужой боли, он отчасти свыше защищен от этого негативного фактора своей функцией (своим предназначением), если сочувствует в меру.
Причина падения – безволие
Александр: — Быть попрошайкой очень нелегко. Возможно, что-то удерживает их в этом занятии. Может, слабая воля?
Володя: — Правильно, это безвольные люди, так же, как и опустившиеся бомжи, которые копаются в мусорных контейнерах. Как они дошли до такой жизни? Они не хотели напрягаться. Включенность в социум требует дисциплины, дисциплина требует напряжения воли: надо вовремя приходить на работу, делать то, что не нравится, вести себя, как требует работодатель, выпивать можно только в нерабочее время. А это – как бы совершенно «свободные» люди. Но это свобода в маргинальном проявлении. Человек свободен, в том числе и от воли. Он не хочет думать, что с ним будет через час, через день. Валяется, бездельничает, бродит, ест, что подворачивается в мусоре съестного, идет дальше. Такой человек имеет приблизительное представление, что надо делать, но не делает, потому что воли нет. По непосредственному следованию рефлексам он приблизился к животному.
Действительно, безволие стоит в начале падения. Человек деградирует материально, интеллектуально, духовно. Духовная деградация в итоге часто влечет внешнюю ущербность: потеря конечностей, калечение, уродство и так далее.
Конечно, безволие – не единственный фактор падения. Человек теряет нравственные ориентиры, совершает поступки, которые выглядят целесообразными, но аморальны. Эти поступки влекут кармические последствия. Здесь опять же выходим на тему воли. Почему человек совершает проступок? Потому что у него нет моральных ориентиров. А их нет, потому что ему было лень разбираться – что истинно, что неистинно. А лень часто потому, что ослаблена воля. В основе основной массы грехов – лень, а в основе лени – безволие. У разумного существа воля зависит от мотивации, мотивация – от мировоззрения. Человек без устоявшегося мировоззрения имеет повышенную вероятность стать безвольным.
Лидия: — Может, воля зависит от уровня развития души?
Володя: — Души разного уровня могут быть волевыми или безвольными. Специфика жизненного опыта определяет эти качества. Надо отметить, что важна к тому же сбалансированность качеств. Наличие воли в отсутствие моральных ориентиров приводит к катастрофе. За пример можем взять нацистов. Они исповедовали силу духа и воли, но в итоге пришли к катастрофе. В следующей жизни воля у многих из них ослабевает, потому что на этом пути они получили негативный опыт. Естественным образом возникает аллергия на то, что связано с крайне болезненным опытом. По принципу маятника – из одной крайности в другую. Если где-то что-то чрезмерно, неуравновешенно, в последующем сменяется противоположностью. Вот почему важно комплексно, сбалансированно соблюдать главные ориентиры – Нормы.