Каскадный эффект

Рассказ сторонницы

Автобус Смеха и «Эффект каскада»

Во время завтрака рассказала Владимиру об одном интересном ролике, который увидела в Интернете:

В автобус, полный уставших пассажиров, возвращающихся с работы, с довольным и беззаботным видом заходит мужчина. Улыбаясь, садится и, ни с того, ни с сего, начинает смеяться. Сначала еле слышно, а потом на весь вагон  – громко, заливисто. Пассажиры переглядываются: кто-то в удивлении, кто-то в недовольстве. Смех мужчины не прекращается минуты 2-3. И тут, не выдержав, начинает громко смеяться молодой парень. За ним хохочет женщина. В итоге, по истечению ещё пары минут от смеха гремит целый автобус.

Я спросила Володю в чём разгадка этого феномена – почему люди часто «заражаются» от других бессмысленными для них самих действиями.

– А ты сама попробуй ответить.  До вечера ещё есть время… – Володя интригующе улыбнулся, – Подсказка для форы: одного человека чаще всего гораздо тяжелее рассмешить, чем толпу.

Не теряя времени, я рискнула выдвинуть первую версию:

– Ну, скопления людей в любых местах: клубах, транспорте, зданиях, – создают временные эгрегоры. В том автобусе все пассажиры получились на время связаны энергоинформационно. В  транспорте люди обычно ничем серьёзным не занимаются. Большинство просто плавают в своих мыслях, смотрят в окна. В расслабленном состоянии люди меньше принадлежат себе и больше подвержены воздействиям. То есть, любая активность в силу усиленной взаимосвязи может подхватываться.

– Это один из факторов. Но не главный. На взаимосвязь расслабленность мало влияет. Безделье может лишь спровоцировать человека на что-то больше обратить внимание. Дать подсказку?

– Нет! Сама хочу попробовать!

Да, первый блин точно комом. На рок-концертах и футбольных матчах народ точно бездельем не страдает, однако эффекту толпы этот факт проявляться никак не мешает...
Подумав немного, поняла, что и первой-то подсказкой не воспользовалась. Почему Володя сравнил одного человека и толпу?

– Ладно, давай, – прошу с обречённым видом.

– Здесь присутствует эффект «каскада», когда влияние проявляется по нарастающей. Ну, думай!

Ну, тут уж точно не угадаешь. Прошу ещё одну подсказку.

– Ладно, – улыбается Володя, – Еще подсказка. Все люди различаются по степени внушаемости.

Походив по комнате с трещащей от мыслей головой, гадаю опять:

– Все различаются по степени внушаемости. Значит, человек, который начал смеяться, должен был «заразить» смехом более внушаемых. Если их большинство – менее внушаемые тоже «заражаются».

Высказав очередную версию, удивляюсь абсурдности собственных слов. Однако, к моему удивлению, Володя так не думает.

– Уже очень близко к отгадке. Но заражает обычно не большинство. Я не зря сказал про эффект каскада: начинает смеяться на сразу пол автобуса, а один человек за другим. Подумай ещё. Будет понятней, если сравнить эту ситуацию с растопкой печи. Сразу всё не подожжёшь. Надо начинать с того, что легче горит. Сначала разжигаешь бумагу, затем щепки, а после этого – сами дрова. Тогда даже сырые дрова можно разжечь.

Я в отчаянии. Сгораю от интереса, хочется сдаться поскорее и услышать долгожданную разгадку. Выхожу прогуляться на улицу, решив до вечера не думать об этом: итак голова уже болит. И тут «БАБАМС!!!». Прибегаю обратно в дом.

– Знаю!!! Мужчина начинает смеяться. Сначала он заражает своим смехом самого внушаемого, – он начинает смеяться вторым.

– Та-а-ак, – соглашается Володя, – а с третьим что? Почему третий вдруг тоже заражается?

– Те двое, объединившись, соединили и свои потенциалы. То есть на «внушение» работает уже потенциал не одного человека, а двух! Вместе они заражают третьего. Далее срабатывает потенциал уже трёх, затем четырёх и так далее. В конце концов, даже самые неподатливые пассажиры начинают хохотать.

Ура. Немного сумбурно, но Володя довольно улыбается. Ура! Ура!

– Всё верно! – говорит он, – Кстати, подобный эффект эмпирически выведен и используется гипнотизёрами, которые давно поняли, что гораздо легче воздействовать на целый зал, так как используется групповой потенциал слушателей. Поэтому я и сказал, что легче целую толпу рассмешить, чем одного человека. Молодец, додумалась.

– Да ладно тебе, додумалась. Только твои слова вместе слепила.

– Нет, про соединение потенциалов я ничего не говорил.

– Всё равно подсказок много, – улыбаюсь я.

Комментарий Владимира:

Эффект толпы наблюдается в очень многих проявлениях и объяснение ему  «каскадность» при образовании полевых связей. Вначале поддаются более внушаемые. Чем больше людей становятся включёнными в определённое действие, тем больше потенциала задействуется, и тем больше нарастает влияние лидирующего начала. В итоге влиянию поддаются почти все. В данном случае посредством такого эффекта всем пассажирам передалась эмоция смеха.

 

Загадки массовых истерий

Володя добавил, что каскадным эффектом объясняется и таинственный феномен массовых истерий, в том числе эффект толпы. Чтобы понять, что это из себя представляет, приведу в пример несколько реальных историй.  

Паника на фабрике

Первая история произошла в Англии в 1787 г. Рабочий одной хлопкопрядильной фабрики в качестве шутки бросил мышь на платье работницы, отчего у той начались судороги, которые не прекращались целые сутки. На следующий день подобный припадок случился у трёх других девушек. В итоге, паника охватила всю фабрику, работа остановилась. Заболело 24 человека: 21 девушка, две девочки и мужчина. У одних приступы продолжались по 15 минут, у других длились до суток. Приступы были такими сильными, что людей приходилось держать, чтобы они не вырывали себе волосы и не бились головой о стену!

Что интересно, не все заболевшие работали на этой фабрике. Пятеро «заразились» только лишь услышав об этом странном происшествии. Трое из больных вообще работали в 8 км от фабрики.

В источнике, где описан этот рассказ, это объясняется стрессовыми условиями работы и самовнушением. Якобы, люди считали, что истерия – явление заразное, и потому заражались.

Приступ, случившийся у девушки, которой «посчастливилось» положить начало этой истории, ещё поддаётся объяснению. Но как объяснить то, что приступы начинались у людей, которые эту мышь даже и не видели? А каким образом это могло коснуться тех, кто вообще не работал на фабрике?! Не торопитесь читать комментарий Владимира! Попробуйте сначала догадаться самостоятельно, используя в качестве подсказки историю про автобус. Ещё один ключ к разгадке вы получите, если ответите на вопрос: почему все заболевшие, за исключением одного, были девушками?

Комментарий Владимира:

Видимо, первая девушка была пуглива и истерична. Среди окружающих ее девушек следующей поддалась, опять же, наиболее пугливая и истеричная. Ну а дальше их влияние суммируется, и поддаются уже более устойчивые девушки. Истерическое настроение передавалось сначала более внушаемым, а затем посредством соединения их потенциалов – менее внушаемым. Включается эффект каскада.

Почему в этом случае влиянию поддались в основном девушки? Психика девушек более подвижна и нестабильна. У женской половины населения склонность к истерии достаточно распространена. Поэтому в плане истерий они изначально в группе риска. Важную роль играет самовнушение. Девушки более эмоциональны, впечатлительны, подсознательно проецируют ситуацию на себя, особенно то, что происходит с себе подобными, то есть с девушками. Человек тревожно ожидает, что заразится, и этим самопрограммируется. Пессимистов обычно большинство. Поэтому, некоторые заражаются, даже не будучи свидетелями истерии.

Кроме психологических причин особое значение имеет то, что изначально подсознательная энергоинформационная связь между женщинами сильнее.

Вот эти причины в основе того, что, закваска массовой истерии – обычно женщины. А женская массовая истерия может спровоцировать истерию мужчин. Из мужчин групповому влиянию вначале поддаются склонные к истерии, а дальше – по тому же каскадному принципу.

Среди непосредственных факторов риска заражения истерией можно отметить следующие:

Склонность к истерии. Очевидно, что когда есть склонность к истерии, остается лишь активизировать ее.

Умственная лень. Привыкшие следовать чужим мыслям, легко перенимают и поведенческие установки.

Ослабленная воля, инфантилизм. Люди с такими качествами привыкли слушаться других и следовать за общим настроением. Они легко подхватят и неадекватное поведение, если такому будут подвержены окружающие.

Излишняя доверчивость. Люди, обладающие таким качеством, имеют излишне оптимистичные представления об адекватности окружающих, поэтому легко следуют за их проявлениями, даже когда те неадекватны.

Наличие опыта применения гипноза или магии с целью воздействия на поведение людей. Люди, посягавшие на чужую волю через подсознание, кармически открыты для воздействия на свою волю через подсознание.

Факторы, усиливающие влияние факторов риска:

Обман. Обман – посягательство на адекватность восприятия обманываемых. Обманщик достоит страдания из-за собственного неадекватного восприятия и реакции. Поэтому, когда он оказывается в условиях массовой неадекватности, он – в числе первых жертв.

Лицемерие. Лицемерие – форма обмана. Поэтому лицемерие также повышает риск подверженности массовой неадекватности.

Склонность к манипулированию. Склонный к манипулированию кармически открыт для того, чтобы стать жертвой манипуляции, в том числе со стороны толпы.

 

Можно ли заразиться… магией?

Какие ещё сюрпризы может преподнести «каскадный эффект»? Поддавшись массовой истерии, можно перенять не только странное или неадекватное поведение. Две приведённые ниже истории рассказывают о том, как, открывшись общим ненормальным настроениям, можно запросто стать жертвой магического влияния и даже подселения…

Танцевальная лихорадка

Следующая история произошла в городе Аахене в Германии в 1374 г. В те времена христианство уже распространялось по Европе, однако языческие традиции и ритуалы не исчезли, а, преобразовавшись в христианские, продолжали существовать. Одной из таких, прежде языческих традиций был праздник Иоанна Крестителя. В этот день толпы людей со всей Германии стекались в Аахен, на улицах и в церквях становились в круг и танцевали, воздавая почести своему покровителю.

1374 год для жителей Аахена выдался особенным по двум причинам: Рейн, вышедший из берегов в начале года и усугубивший и без того бедственное положение крестьян.  А также праздник Иоанна Крестителя, превратившийся из религиозного торжества в безумный шабаш из-за таинственной истерии, поразившей город.

Вот как описывают это странное происшествие:
«Танцоры, как в бреду, часами совершали дикие прыжки, не замечая ничего вокруг. Часто это состояние напоминало эпилептические припадки. Люди падали на землю с пеной у рта, а затем внезапно вскакивали и принимались нелепо приплясывать, пронзительно выкрикивая имена воображаемых духов, при этом у них появлялись галлюцинации. Находясь в трансе, они с угрозами набрасывались на всех, кто был одет в красное, и очень расстраивались при виде чужих слёз».

 «Танцевальное сумасшествие» не ограничилось Аахеном: вскоре оно захватило несколько соседних городов, где, как утверждают, на улицах плясали одновременно около 1500 человек. Истерия затихла, лишь достигнув Нидерландов спустя пять-шесть месяцев.

Что интересно, описанный случай далеко не первый в истории. Некий немецкий летописец сообщает, что в Страсбурге в 1518 г. «сотни мужчин и женщин плясали и прыгали на рыночной площади, в переулках и на улицах. Многие по нескольку дней ничего не ели, пока болезнь не затихала».

Предполагают, что истерию могла спровоцировать спорынья – грибковая болезнь, поразившая рожь, из которой выпекали хлеб. Церковь же считала, что это проделки дьявола. Но что же на самом деле было причиной всей этой истории?.. 

Комментарий Владимира:

Когда Рейн вышел из берегов, настали тяжелые времена для крестьянства. Стрессы – важный фактор массовых истерий.

Как уже описывал в своих статьях, подсознательное единение популяции – важный фактор ее выживания. У организмов эволюционно выработана способность во время кризиса усиливать подсознательное единение с себе подобными: за счет большего приоткрывания подсознания, за счет усиления взаимосвязи. Это повышает шансы на выживание. Если в тяжелую ситуацию попадает один организм, то он перетягивает к себе потенциал реализации сообщества (популяции, группы) и это может выручить его. Для повышения коллективной жизнеспособности такая реакция тоже полезна: усиление подсознательного единения позволяет повысить слаженность коллективных действий.

Проще говоря, каждый становится в тяжелое время сильнее связан с другими. Отсюда, кстати, ощущение братского единства людей во время всеобщей опасности. Стереотип на усиление взаимосвязи рефлекторно включается, когда организм получает сигналы о кризисе: когда человек недоедает, недосыпает, испытывает стресс или тревогу. Открытость подсознания и усиленная связь способствуют внушаемости. Это используется в некоторых сектах, религиях и спецслужбах для глубокого зомбирования. Например, все обозначенные дискомфортные факторы раскрытия подсознания учитывались при разработке технологии зомбирования «МОНАРХ» (ЦРУ).

Именно активизация этого стереотипа объясняет странности «стокгольмского эффекта», когда жертвы похитителей вдруг ведут себя как загипнотизированные, когда они испытывают к похитителям чувство глубокого единения, сопереживания и даже почитания.

Повышение внушаемости способствует и психологическому заимствованию истерических установок.

Праздник Иоанна Крестителя был, во всяком случае тогда, языческим праздником. Выказывание почестей духам привлекает их внимание. Поэтому повышается вероятность того, что в кого-то, у кого не все ладно с энергоинформационной частью иммунитета, подселится дух, или в ком-то активизируется уже имеющееся подселение, и он поведет себя как сумасшедший. Допустим, тогда во время танцев один человек начал по-сумасшедшему танцевать, прыгать, беситься. Другой впечатлительный человек подумал: «Наверное, и мне это грозит». Эта мысль психологически подготавливает человека к перенятию поведенческой установки.

Но если перенятие поведенческой установки происходит, при этом перенимается весь комплекс особенностей состояния, в том числе транс и открытость духам, если таковые имеются. Это подобно распространению информационного вируса. Существует разновидность информационного вируса подключения к духам. Далее информационный вирус «сумасшедших танцев» поражает других, склонных к внушаемости, но уже с удвоенной силой. Так что третий взламывается для истерии ещё легче. В дальнейшем «заражаются» и более стойкие окружающие. И если уж пошла такая пляска, то духи с удовольствием в массовом порядке принимают в ней участие. Дело доходит и до соседних городов, где никаких катаклизмов не происходило.

Как мы видели в предыдущем примере с мышью, тогда заражение информационным вирусом происходило на фоне причин, среди которых подселение духов не фигурировало. Но жизнь сложна и может быть очень по-разному. Массовая истерия может сопровождаться или не сопровождаться подселением духов. Возможен и промежуточный вариант. У первоначального истерика приступ может быть проявлением подселения стороннего духа. А у других может происходить лишь перенятие поведенческой установки. Видимо, когда истерия в относительно короткие сроки сходит на нет, можно полагать, что обошлось без подселения духов. Ведь одержимость – обычно длительный процесс. И избавиться от одержимости обычно непросто.

Эффект толпы

Известный эффект толпы держится именно на обозначенных для массовой истерии психологических и энергоинформационных причинах. При этом надо учитывать и эгрегорный эффект. Первоначальный истерик как инициатор становится временным лидирующим началом эгрегора, а значит толпы. Поскольку обычно это человек с психикой, нездоровой вследствие темных и неадекватных установок, вследствие катастрофического прошлого, его настрой транслируется всей толпе, в итоге вся она ведет себя как неадекватный истерик. Подсознательное лидерство может и меняться, если среди вновь подключаемых оказывается человек с сильной энергоинформационной конституцией. В частности, харизматичный человек со здоровой психикой способен остановить зарождающуюся истерику.

Массовая паника также является разновидностью массовой истерики.

Отдельно стоит рассматривать языческие танцевальные обряды, где можно наблюдать признаки массовой истерии. Массовые танцевальные истерии, но в масштабах обрядового танца, обычны для племён, исповедующих культ вуду. Колдуны призывают духов, и стараются, чтобы те вселились в них и в танцоров. У танцующих проявляются признаки одержимости. Если учесть давно налаженные отношения колдунов с духами, надо полагать, танцоры действительно становятся одержимыми, но, видимо, в основном лишь на время обрядового танца. Поскольку после обряда людям возвращается адекватность. Если танцевальная истерия не случается, обряд считается незаконченным.

 

Лающий город

Ещё одна любопытная история произошла на Юго-западе Франции в 1613 г., когда жители города Аму вдруг начали… лаять и выть. По утверждениям людей, живших в то время, в церкви более сорока человек могли одновременно лаять по-собачьи! Более того, зафиксирован случай, когда хором залаяли 120 женщин!

Интересно, что у горожан уже имелось название для этой напасти – болезнь Лэра. А значит, это был далеко не первый подобный случай. Но никогда прежде недуг не поражал целую общину.

Среди поражённых болезнью была женщина, которая заявила, что страдает уже два года с тех пор, как две ведьмы наслали на неё порчу. Её и подозреваемых женщин вызвали к местному судье – господину де Ланкру. Едва ведьмы ступили на порог, как женщина заплакала и разразилась лаем.

Поняв, что приступы лая особенно сильны, когда ведьмы находятся поблизости от жертв, де Ланкр велел своим людям ходить по улицам и слушать, не залает ли где-нибудь женщина. Услышав лай, они должны были немедленно хватать тех, кто в это время проходил мимо.

Похожие инциденты происходили в разных местах и в разные времена. К примеру, за столетие до этого в обители святой Бригитты во Фландрии монахини блеяли как овцы в течение 10 лет! Почти одновременно с ними истерией заболели монахини из Кинторпского аббатства недалеко от Страсбурга, которые вдруг начали мяукать, как кошки. И в этих случаях считали, что виной всему колдовство.

Комментарий Владимира:

Что касается показаний жертвы, то, скорее всего, она права. Жертвы воздействий часто интуитивно чувствуют откуда исходит опасность. Приближение колдуна к жертве действительно усиливает проявление прежде сделанных магических действий. Тут совершенно понятные энергоинформационные взаимодействия. К тому же, видимо, женщина имела конкретные свидетельства того, что именно эти ведьмы наслали порчу.

Но, вероятность ошибки в этом деле все же не исключена. Поэтому стоит отметить, по каким причинам ошибка в осуждении все же была возможна:

Приближение других колдунов или просто людей с плохой кармой, дополнительно снижает иммунитет жертвы магического влияния. Поэтому признаки рассматриваемого недуга в их присутствии могут значительно усилиться, хотя они могут не иметь никакого отношения к проблеме жертвы.

Подобный же эффект может наблюдаться, если жертва окажется вблизи священника или церкви. Это объясняется противостоянием церкви колдунам и магии. Жертва оказывается носителем колдовских программ и потому воспринимается христианским эгрегором как нечисть, и соответственно на нее насылается негатив. Это происходит в автоматическом режиме. Негатив дополнительно снижает иммунитет жертвы и действие колдовских программ усиливается. Такое вот опосредованное влияние.

Нельзя совершенно исключать и фактор самовнушения. То есть, страдала от истерии по-настоящему, а влияние заподозренных могло иметь и психологические причины. Для истерической личности накрутить себе приступ на основании лишь подозрения несложно.

О решении суда. То, что среди схваченных могли оказаться и колдуны, вполне вероятно. Но понятно, что при таком подходе в жернова правосудия в основном угодили люди, непричастные к провоцированию массовой истерии лая. Сложно представить, что все колдуны того города насылали порчу именно на лай. Поэтому хватать окружающих во время приступов лая – огульный и неадекватный метод. Как указывал, влиять могут люди, непричастные к данному случаю. И вообще, приступ может быть и не связан с приближением кого-либо.

Что касается данной истерии с лаем, ее природа, думаю, вполне понятна на фоне предыдущих комментариев:

Колдун мог наслать порчу на одного, задав программу, чтобы человек лаял. В магическом арсенале много гадости. В реализации этого действа мог участвовать (или был привлечен) и сторонний дух (бес или душа собаки). Кто-то впечатлительный последовал примеру жертвы. Если первый истерик – жертва колдовства, то колдовские программы распространяются и на тех, кто перенимает истерику. Дальше включается каскадный эффект. То, что выделен случай, когда хором залаяли 120 женщин, говорит о том, что при каскадном эффекте уровень подсознательной взаимосвязи имеет важное значение. Ведь именно у женщин такая взаимосвязь выше. То, что в то время нередко хором лаяли в церкви, имеет две основные причины: 1) собрались вместе, 2) реакция христианского эгрегора на колдовство. Аналогично объясняется то, что в двух указанных случаях во Фландрии и в Кинторпе массовая истерия охватила именно женские монастыри.

Другой вариант. К человеку, у которого ослаблен иммунитет (допустим, в результате колдовства или катастрофической безнравственности), или на которого наслана порча, или который психически болен, могла подселиться душа собаки. Он начинает лаять. Дальше развивается массовая истерия по каскадному режиму. В какой мере страдающие были подвержены подселению, установить невозможно.

 

Будьте осторожны!

Ответы Владимира.

 

Какие факторы могут влиять на возникновение истерии?

— Риск возникновения массовой истерии велик, когда собрались вместе люди в состоянии стресса, испытывающие дискомфорт, опасность, недосыпание и недоедание. Конечно, особое значение приобретает присутствие психически патологической или особо истерической личности. Может иметь значение и присутствие колдуна. Рядом с колдунами всегда много нечисти.

С другой стороны, если есть волевой харизматичный человек, умеющий подобрать нужные слова, то он способен остановить развитие истерии.

 

В чём опасность массовых истерий?

— Люди, подключенные к эгрегору толпы, разделяют ее устремления, перенимая чуждые для себя поведенческие установки. Лидером толпы обычно становится зачинатель истерии, человек неуравновешенный, патологичный. Его патологичные установки передаются всей толпе.

 Сознание людей в толпе парализуется, они забывает многочисленные социальные табу, на которых собственно и держится культура, становятся полуразумными, ведомыми настроением толпы. В таких условиях вполне цивилизованные люди оказываются способны на преступления.

 

В каких ситуациях стоит особенно опасаться проявления этого эффекта?

— Обычно негативное проявление толпы можно наблюдать на футбольных матчах или крупных рок-концертах. Разогретые общим переживанием люди привыкают вестись на все эмоциональные тренды толпы, в том числе агрессивные. Болельщики нередко желают физически выплеснуть свои эмоции. Это выливается в беспорядки и погромы.

 

Что делать человеку, который попал в эпицентр истерии?

— Во-первых, надо скорее выбираться из толпы куда-нибудь прочь. Особенно, если она имеет агрессивный настрой. Потому что поведение толпы алогично и непредсказуемо. В любой момент она способна пойти на разрушение. Если находишься в толпе, надо отказаться от соблазна мыслить вслед за другими, надо стараться мыслить самостоятельно. Надо успокоиться, подавить в себе сопереживание общему настроению. Надо постоянно напоминать себе, что каждый сам отвечает за свои поступки, толпа скоро рассеется и останешься наедине со своей совестью, а потому не надо поддаваться общему поведению. Важно активизировать логику. Для этого можно поставить перед собой логические вопросы и искать ответы на них: Что конкретно дельного предлагают лидеры толпы? Знаю ли я их настолько хорошо, чтобы быть заодно с ними? Насколько их идеи обоснованы? Кто и откуда собирал факты, к которым они апеллируют? Нет ли причин усомниться в их идеях? Насколько согласуется то, что они предлагают с законами и моралью, наконец, с личным опытом? Насколько это согласуется с интересами общества? Не стоит ли быть осторожнее ради себя, ради семьи, ради друзей?

 

Какой человек никогда не будет захвачен массовой истерией?

— Не поддастся массовой истерии человек, мыслящий самостоятельно, опирающийся на логику, не ленящийся всесторонне познавать мир, вырабатывать собственное мнение на все, взвешенно и внимательно сопоставляя это мнение с реальностью.

 

Влияет ли на это энергоинформационный статус?

— В среднем есть прямая зависимость между энергоинформационным статусом и эволюционным уровнем. Чем выше энергоинформационный статус и чем развитей интеллект, тем меньше вероятность того, что человек будет захвачен массовой истерией. Слабой душе сложно сопротивляться общей воле. Сообщества с низким эволюционным уровнем более склонны к групповому поведению и массовой истерии. Например, митинги в разных странах очень разнятся: в отсталых странах они более истеричны, чем в цивилизованных.

 

Массовая неадекватность

— Массовую истерию можно определить также как один из видов массовой неадекватности. Поэтому между ними много общего как в причинах, так и в проявлениях. Но массовая неадекватность более распространена и долговременна, и потому в силу привычности выглядит вариантом нормы.

Массовая неадекватность особенно выразительна, когда в ее основе неадекватное мировоззрение. Особо массовая неадекватность имеет стабильного лидера, обычно длительна и принимает упорядоченную форму. При этом непременными ее качествами становятся агрессия к инакомыслию, к внешнему миру и гиперболизация угроз. Примеры:

Во времена инквизиции по всей Европе искали ведьм. Зачинщик инквизиции ревностный католик Савонарола с горящими глазами произносил зажигательные речи, которые вдохновляли людей выискивать ведьм. Заодно с ведьмами пострадало и немало невиновных.

В Германии на фоне последствий Первой мировой войны, когда страна вынуждена была платить репарации и уровень жизни упал, люди пошли за воззваниями Гитлера. Кстати, Гитлер проявлял истеричность в явной форме. Религиозное почитание Гитлера помогло оккупировать значительное пространство, но оторванность от реальности и жестокость не могли не повлечь тяжелых последствий для самих агрессоров.

В Советском Союзе при Сталине развился его культ. Партийные собрания, суды и митинги часто становились местами массовых истерий (За Сталина! Окопавшихся вредителей и врагов народа к расстрелу!). Вся страна стала огромным неадекватным сообществом.

Еще более масштабное явление массовой неадекватности – большинство существующих мировоззрений. Люди даже не способны разглядеть, что в основе многих их проблем – неправильное мировоззрение. Люди веками живут и мыслят по навязанным догмам, хотя вся реальность на каждом шагу свидетельствует о надуманности таких догм. И это возможно только благодаря зомбирующей силе некорректных мировоззрений.

Это примеры массовой неадекватности, когда люди в ее власти не только когда собираются с единомышленниками, но и все остальное время. Когда даже повседневные логика и жизнедеятельность основываются на настроениях и идеях, культивируемых на собраниях. В результате постоянного поиска скрытых врагов, огульных судилищ и всевозможного попирания свобод страдали и страдают огромное количество людей. Многие невинные люди прошли через пытки, тюрьмы или потеряли жизнь.

 

Неадекватность

Но и старые учения еще не верх неадекватности. Самая масштабная массовая неадекватность – это тот комплекс неадекватностей, который охватил современное общество. И эта неадекватность осознанно и целенаправленно строится веками силой, достигшей высокого мастерства в извлечении максимальной выгоды из неадекватности людей. Название этой силы – закулиса. Она продвигает неадекватность во всех сферах жизнедеятельности: в науке, в образовании, в искусстве, в бизнесе, в медицине, в правоохранительной системе, в законотворчестве, в социальном устройстве. Об этом уже писал в статьях.

 

Владимир Вестник